Навигация по разделу


Гид предпринимателя

Начинаем бизнес
Развиваем бизнес
Государственная регистрация ФНС

Дополнительно

Тенденции развития малого бизнеса
Лицензирование и декларирование розничной продажи алкогольной продукции
Контактные данные

Вероятность налоговой проверки

       Налоговые доходы являются одной из важнейших составляющих доходной части государственного бюджета, непосредственное влияние на уровень поступлений которых оказывает налоговое администрирование.
       В настоящее время контрольная работа налоговых органов базируется на инструментах риск-анализа и точечном отборе объектов для выездных проверок на основе обработки огромного массива информации о налогоплательщиках и результатов камеральных проверок их отчетности. Имеющиеся сведения и получаемая информация позволяют налоговым органам всесторонне исследовать деятельность проверяемого налогоплательщика и выявлять несоответствия в представляемой в налоговые органы отчетности.
      При этом уже с 2007 года действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (ссылка: Приказ от 30.05.2007
№ ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказов ФНС России от 14.10.2008
№ ММ-3-2/467@, от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@, от 08.04.2011
№ ММВ-7-2/258@, от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@)), дающая возможность любому налогоплательщику самостоятельно провести оценку вероятности назначения в отношении него выездной налоговой проверки на основе общедоступных критериев оценки риска.
      На сегодняшний день существует 12 критериев оценки таких рисков.
1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности.
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. «Миграция» между налоговыми органами.
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
       Такая оценка позволяет налогоплательщику самостоятельно выявить и исправить допущенные ошибки при исчислении налогов, избежав таким образом выездной проверки. Если налогоплательщик назначен к выездной проверке – это значит, что у налогового органа есть серьезные основания предполагать использование им незаконной схемы минимизации налогов.
      Также в помощь налогоплательщикам на сайте Федеральной налоговой службы России (www.nalog.ru) размещен электронный сервис «Проверь себя и контрагента», который позволяет оценить будущего партнера, своевременно выявив фирму–«однодневку». Сервис включает в себя несколько блоков информации, с помощью которых можно бесплатно и без предварительной регистрации установить данные:
о регистрации компании,
не входят ли в состав должностных лиц дисквалифицированные лица,
не является ли адрес компании массовым,
не идет ли в отношении партнера процедура исключения его из Единого реестра юридических лиц, как недействующего,
находится ли компания в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации.


Возврат к списку